Планета Венера обитаема: обнаружена жизнь на основе кремния

На планете Венера зафиксирована температура, достигающая 460 градусов. Для сравнения в духовке, в которой готовится мясо, в 2 раза прохладнее. Что касается давления, то оно в 92 раза выше, чем на Земле. Плотная атмосфера Венеры более чем на 96% состоит из углекислого газа. Вода там практически отсутствует, не говоря уже о кислороде. Именно так можно охарактеризовать вторую планету от Солнца и соседку Земли – планету Венера. Глядя на вышеперечисленные параметры, можно прийти к выводу, что это настоящий ад. И сложно представить, что кто-то все же может на ней обитать.

Но как бы там ни было, а обитатели Венеры были обнаружены. И их увидели не уфологии, которые исследуют НЛО, а доктор физико-математических наук Леонид Ксанфомалити. И, несмотря на то, что данное открытие достаточно смелое, многие коллеги Ксанфомалити поверили в такое предположение.

— Я как молекулярный биолог не нашел ничего, что принципиально противоречило бы возможности существования живых организмов в условиях Венеры, — так, к примеру, выразился, взглянув на «инопланетян», доктор биологических наук Александр Спирин, академик РАН, более 30 лет возглавлявший Институт белка РАН.

Известно, что в 2011 году ученый рассказал о своих исследованиях и указал на то, что существует минимум три существа, которые ему удалось обнаружить на Венере.

После этого открытия люди всерьез начали обсуждать существование инопланетян. Известно, что на Венере действительно может кто-то быть. В период с 1972 по 1985 годы экспертам удалось сделать несколько шокирующих снимков при помощи отечественных космических зондов. На фотографиях можно было увидеть флору и фауну другой планеты.

Этот цветок растет на Венере. По крайней мере, в 1982 году он там еще был.

На протяжении восьми лет ученый обнаружил примерно 18 существ на планете. Об этом сообщили в одном из самых известных российских изданий – журнале Успехи физических наук (Том 189, №4).

В соавторах у Леонида Васильевича: доктор физико-математических наук, профессор Лев Зеленый – академик РАН, научный руководитель, а в недавнем прошлом директор ИКИ РАН; Валентин Пармон – председатель Сибирского отделения РАН, научный руководитель Института катализа имени Г.К. Борескова СО РАН и Валерий Снытников – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Новосибирского государственного университета. Обо всех вышеперечисленных ученых известно в научной сфере, и у каждого из них хорошая репутация, которой они дорожат.

Следовательно, перед тем, как заявить всему миру о жизни на Венере, они хорошо подумали и взвесили все «за» и «против». Свою статью, правда, они назвали осторожно: «Гипотетические признаки жизни на планете Венера: ревизия результатов телевизионных экспериментов 1975-1982 годов».

Было время. Куда только не летали

Добраться до Венеры за все время смогли только аппараты Советского Союза, которые были изготовлены в НПО им. Лавочкина.

Так, в 1975 году «Венера-9» и «Венера-10», поработав в пекле около часа, смогли передать первые фотографии с места посадки. На тот момент это назвали телевизионным экспериментом. То же самое должны были повторить аппараты «Венера-11» и «Венера-12», но когда они приземлились на чужую планету, у них не получилось открыть объективы, и вместо фото Венеры был запечатлен черный квадрат.

Стоит отметить, что лишь весной 1982 года «Венере-13» и «Венере-14» удалось успешно провести операцию, которую после никто не смог повторить. Аппараты максимально точно засняли окружающие пейзажи, тем более в них были встроены две камеры, одна расположилась спереди, а другая сзади. Аппараты были созданы в НИИ космического приборостроения, разработку вели Юрий Гектин и Арнольд Селиванов.

Панорама, снятая «Венерой-13»

Панорама, снятая «Венерой-14»

Камеры около 2 часов непрерывно снимали близлежащие венерианские окрестности. Передали множество панорам. Их тоже подвергли «ревизии» – сделали более четкими, использовав современные методы обработки изображений. Стали различимы мелкие детали. И весьма странные объекты.

Флора: грибочки и цветочки

— Смотрите, — Ксанфомалити показывает мне те самые кадры с «гипотетическими признаками жизни на планете Венера. — Вот два «гриба». На панораме «Венеры-13» видны их конические складчатые «шляпки». Диаметр одной около 8 сантиметров, другой — примерно 6 сантиметров.

На снимке можно разглядеть шляпки грибов, растущих на Венере.

В течение некоторых периодов были сделаны снимки одного и того же растения. Так, на снимках можно увидеть, как цветок, высотой примерно 30 см, распустился. На анимации видно, что растение колышется. Ученый предположил, что это из-за ветра на Венере, который предположительно дул со скоростью 0,45 метра в секунду, если перевести это на земную скорость – 8 метров в секунду.

Еще один цветок.

— А вот «растения», попавшие в объектив камеры «Венеры-14», — продолжает Леонид Васильевич. — Одно до «ревизии» выглядело просто какой-то черной линией. А на более четких изображениях приобрело вид стебля с бутоном вверху. И стало напоминать земной цветок с четырьмя листочками у основания — они светлее.

Вблизи с зубцами аппарата, приземлившегося на Венеру, виден еще один стебель, на котором светлые лепестки.

И еще растение.

Несмотря на то, что советские модули «Венера-13» и «Венера-14» находились друг от друга на расстоянии почти 1 000 километров, они засняли похожие растения, и скорее всего, это не случайность.

Бутон на стебле с листочками у поверхности. Внизу – земные листочки для сравнения.

Три цветка: они взошли в тысяче километрах друг от друга.

Фауна: скорпион, амисады и толстяки

Эксперт Леонид Ксафомалити более восьми лет назад обнаружил, что на планете было нечто похожее на скорпиона. Только сейчас ученому удалось рассмотреть это подробней. Можно посмотреть кадры до и после, однако скорпиона на них уже нет.

— Куда же он делся? — интересуюсь я.

— Выбрался из-под засыпавшего его грунта и попал в объектив, а потом уполз — я так думаю, — отвечает Леонид Васильевич. — «Зверь» довольно крупный, примерно 17 сантиметров в длину. И приглядитесь — он возвышается над поверхностью, отбрасывает подле себя тень.

Скорпион, который то появляется, то исчезает из поля зрения.

У аппарата «Венера-14» исследователь рассмотрел что-то похожее на австралийскую «ящерку». Ученый дал ей название амисада. Глядя на анимацию из 6 снимков ящерки с интервалом в 13 минут, можно увидеть, как она поворачивает голову.

Амисада — венерианская ящерка. Похожа на земную (справа).

Обитатели Венеры крайне медлительны, — поясняет Леонид Васильевич. — Передвигаются со скоростью порядка миллиметра в секунду.

На последующих снимках видно, что амисада вертит головой.

Также ученый считает, что существо, находящееся чуть дальше, тоже похоже на амисаду.

Каракатица – на Земле водятся похожие.

Таким образом, можно прийти к выводу, что на Венере действительно есть жизнь. Самым крупным объектом была «зубчатка» 1,3 метра в длину – объект с лучевидной периферией. Также был обнаружен «сыч», «медвежонок» – что-то пушистое, оставившее после себя след в 64 см, и «змейка», которая была обнаружена еще в 1983 году.

На снимках можно проследить, как передвигается «змейка».

«Зубчатка» напоминает ракушку.

Объект под кодовым названием «медвежонок».

Объект «змейка».

А из чего состоят и чем, собственно, живут «тела», обитающие на Венере? Самое время спросить, подумал я. И спросил.

Ксансфомалити рассказал, что на этот вопрос ответили его сибирские коллеги — Пармон и Снытников. Обрисовали природу внеземной стойкости флоры и фауны Венеры. Снабдили свои доводы соответствующими химическими формулами.

Жарко, светло и вязко — то, что нужно жителям соседней планеты

Из чего же состоят тела обитателей Венеры? Ученый ответил, что его коллеги Пармон и Снытников рассказали подробно о флоре и фауне Венеры, а свои предположения аргументировали химическими формулами.

Согласно их выводам, на чужой планете жизнь основывается не на углекислом газе, как на Земле, а на азоте. Именно азот требует к себе высокого давления и сильного жара, в общем, все то, что есть на Венере.

Исследователи считают, что воду заменяет необычная субстанция – «сверхкритический флюид» (так исследователи ее прозвали). Если его нагреть до высокой температуры, то он трансформировался в двуокись углерода, которая сочетает в себе газ и свойства жидкости.

Источником энергии является местный фотосинтез. И того солнечного света, который там есть, вполне достаточно.

Чтобы убедиться в правдивости выводов ученых, надо обратно вернуться на Венеру. Другие ученые планируют запустить «Венеру-Д», однако экспедиция пока перенесена, и скорее всего, до 2030 года.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Академик Лев Зеленый: «Открытие жизни на Венере требует безотлагательного продолжения»

— Из всех планет Солнечной системы Венера ближе всего к нам – по массе, расстоянию и получаемой от светила энергии, — говорит Лев Матвеевич. — Но основные усилия по поиску жизни вне Земли сейчас направлены на Марс. Поиски пока там безрезультатны, несмотря на очень совершенную технику исследований и большие трудовые и финансовые затраты. Почему не найдена жизнь на Марсе – это отдельная тема. Я о другом. Выполненное с помощью новых методов в ИКИ РАН детальное изучение архивных материалов советских исследований Венеры показало то, что было упущено в 70-80-х годах прошлого века: на Венере, по-видимому, есть жизнь! Хотя местные условия совершенно не похожи на земные.

Нужна новая миссия, чтобы лучше изучить планету, однако если ее откладывать, то все открытия можно потерять.

СПРАВКА

Минимальное расстояние от Земли до Венеры составляет 38 млн км, а до Марса еще дальше – 55 млн км.

Большой слой облаков, скрывающий Венеру, не дает возможности рассмотреть ее получше.

Венера: горячо и душно, но жить можно.

Еще в 1961 году на новую планету была отправлена межпланетная станция «Венера-1», но из-за того, что связь с ней оборвалась, экспедиция провалилась.

А вот американцам с помощью «Маринер-2» удалось побольше разузнать о планете.

Советские ученые не сдавались, и в 1967 году они запустили на планету «Венеру-4», но на высоте 25 км аппарат был раздавлен атмосферой. «Венера-5» сломалась на высоте 17 км.

И только «Венере-7» удалось в исправности достичь планеты в 1970 году.

Последним аппаратом, посетившим планету в 2015 году, стало японское устройство «Акацуки».

Эксперты огорчились, когда получили полную информацию об окружающей среде Марса и Венеры. Однако позже ИКИ РАН все же доказали, что на Венере вполне могут находиться живые существа.