Вполне вероятно, что возведение Крымского моста – далеко не последний грандиозный строительный проект России. Не успели по нему запустить движение, а уже говорят о начале строительства другого моста, который соединит остров Сахалин с материковой частью.

А после заседания Высшего Евразийского совета, проходившего 14 мая в Сочи, возникла еще и идея постройки судоходного канала «Евразия», который свяжет Каспийское море с Азово-Черноморским бассейном.
Суть проекта
Речь идет о канале длиной около 900 километров, который протянется от Каспия к Таганрогскому заливу или порту Азов через весь Южный федеральный округ. Этот путь примерно вдвое короче, чем маршрут через устье Волги, Волго-Донской канал и Дон. Кроме того, новый проект имеет большую пропускную способность, чем прежний. Если Волго-Донской канал способен пропускать до 16 миллионов тонн в год, то через канал «Евразия» можно будет прогонять до 45 миллионов тонн различных грузов.
Ожидаемая стоимость строительства по разным источникам составляет от 6 до 15 миллиардов долларов США.
Кому выгодно?
Несомненно, проект чрезвычайно выгоден Казахстану. Ведь он получает в свои руки транзит товаров из Китая в европейские страны. Таким образом, он становится крупнейшим посредником не только между Россией и Китаем, но и между Китаем и Европой. Это должно регулярно приносить в казну Казахстана миллиарды долларов США.
Что касается России, то мы таких дивидендов от постройки канала не получим.
Во-первых, еще один транзитный маршрут китайских товаров дополнительной выгоды не принесет. Часть потока, который шел через Транссибирскую магистраль, будет перенаправлен по новому маршруту, то есть он в одном месте уменьшится, а в другом возрастет.

Увеличение грузопроходимости водного маршрута для России не слишком актуально. Речной транспорт в нашей стране задействован очень слабо и проходимости Волго-Донского канала для наших потребностей хватает «с головой».
Есть еще и целый ряд экологических и экономических факторов. Например, придется затапливать часть плодородных земель, задействованных в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, маршрут будет пересекать железные и автомобильные дороги и другие коммуникации, то есть придется строить мосты. Новая стройка также нарушит экологический баланс.
Практически единственный плюс проекта для России – это возвращение Казахстана в орбиту интересов России. Ведь только слепой не мог не заметить постепенный дрейф этой страны в сторону Запада. Это и введение латиницы, и участие в американской военной логистике, и многое другое.
Но с помощью этого канала, который будет приносить Казахстану серьезный доход и упрочит его влияние в регионе, Россия может быть уверена в лояльности своего союзника.
Поневоле думается, а не являлись ли новые договоренности Казахстана с США и демонстративное охлаждение отношений с Россией частью хитроумного плана Назарбаева, чтобы подтолкнуть руководство нашей страны к подписанию выгодного для Казахстана соглашения о строительстве судоходного канала «Евразия»?
Свежие комментарии