На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир пристрастен

17 221 подписчик

Свежие комментарии

  • Murshin
    Аннуннаки-это киборги под управлением ИИ,которые занимаются в нашей вселенной всеразличными научными экспериментами,п...Зачем аннунакам н...
  • Светлана Петрова
    Слишком мало информации для подобных выводов. Скорее есть другое обьяснение научное, там табличку не оставила цивилиз...Ядерный могильник...
  • petrabramovichg
    Скорее всего фейк. Но может быть и не совсем.... Это может был "сон" и возможно связь с параллельной реальностью всё ...Тайные записки че...

«Катюши» спас простой универсальный гений

«Гений», «великий механик», «человек-легенда» – так называли академика С. А. Христиановича его современники. Во время Великой Отечественной войны в лаборатории Христиановича в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), рождалось будущее реактивной авиации. Но одна из научных разработок ушла «прямо в бой» – это были новые реактивные снаряды для «катюш», которые намного повысили кучность стрельбы легендарного российского оружия Великой Отечественной.

229

НАУКА из первых рук

5028 подписчиков

«Катюши» спас простой универсальный гений

10 мая

28 тыс. дочитываний

3,5 мин.

34 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.

28 тыс. дочитываний, 84%. Пользователи, дочитавшие до конца.

3,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.

«Гений», «великий механик», «человек-легенда» – так называли академика С. А. Христиановича его современники. Во время Великой Отечественной войны в лаборатории Христиановича в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), рождалось будущее реактивной авиации. Но одна из научных разработок ушла «прямо в бой» – это были новые реактивные снаряды для «катюш», которые намного повысили кучность стрельбы легендарного российского оружия Великой Отечественной

Войну Сергей Алексеевич Христианович встретил в «возрасте Христа» или, по современным меркам, «молодого ученого». К этому времени бывший сирота-беспризорник дворянского происхождения успел закончить математический факультет Ленинградского государственного университета, защитить одновременно две (!) докторских диссертации и в 30 лет стать членом-корреспондентом Академии наук СССР. К этому времени ученый уже отчетливо понимал, что его истинное призвание – не «чистая» математика. Его влекли эксперименты, «живые» установки, которые можно «пощупать руками»…

В ЦАГИ он начал работать еще до окончания докторантуры, а в 1940 г. тридцатидвухлетний ученый возглавил лабораторию аэродинамики больших скоростей, где строилась уникальная не только в Советском Союзе, но и во всем мире аэродинамическая труба. В том же году была опубликована его первая работа, посвященная задаче обтекания профиля крыла при больших скоростях, стремящихся к скорости звука.

Как писал сам Христианович: «…Таким образом, к началу войны мы имели исключительную экспериментальную базу – такой не было у немцев. Результаты проведенной работы сказались во время войны. Вот в этих трубах и в лаборатории прочности, где целый самолет мог быть нагружен по определенным законам или доведен до разрушений с проведением необходимых измерений на других установках, на которых можно было имитировать фляттер и вибрацию, фактически были доведены наши новые самолеты, которые поступали на вооружение к началу войны. В значительной мере благодаря наличию этого оборудования и людей, которые им овладели, нам удалось оказать помощь конструкторам. Так что наши самолеты, в сущности, с сорок третьего года начали качественно превосходить соответствующие немецкие машины. Но важно было не только созданное перед войной оборудование, важна была плодотворная работа людей, понявших суть явлений и создавших соответствующие теории...»

Во время войны практически все подразделения ЦАГИ занимались работой для фронта. Благодаря наличию аэродинамических труб и другого оборудования им удалось усовершенствовать систему охлаждения, устойчивость, управляемость самолетов, увеличить их скорость, потолок полета, что давало летчикам огромные преимущества в бою.

Исключение составляла лаборатория, которой руководил Христианович. Тот факт, что во время войны ученые занимались подготовкой к созданию реактивной авиации, многим казался странным и даже преступным. Это считалось делом, не имеющим непосредственного отношения к военным действиям. Однако уже к концу войны вопрос о создании реактивной авиации встал со всей остротой. Отечественный реактивный двигатель к тому времени уже появился, но без знания законов околозвуковой аэродинамики невозможно было разработать специфические аэродинамические формы этих машин. И разобраться в особенностях околозвуковых скоростей помогли испытания в уникальной аэродинамической трубе и точнейшее измерительное оборудование, которое было создано именно в военное время. Эти работы, нацеленные на будущее, фактически, заложили основы сверхзвуковой аэродинамики.

Но одна из работ, в которой Христианович принимал участие, оказалась чрезвычайно важной и полезной непосредственно для фронта. Речь идет об усовершенствовании снарядов для самой известной советской боевой машины артиллерии – «катюши» (БМ-13), наводившей ужас на немецкие войска. Впервые это оружие было с успехом применено еще осенью 1941 г. в боях под Ельней. Однако выяснилось, что ракетные снаряды «катюш» обладают одним значительным недостатком: имеют большой разброс при стрельбе. Поэтому для создания нужной плотности поражения требовалось очень много снарядов и большое число установок.

Решать проблему надо было немедленно, иначе грозные «катюши» пришлось бы снять с вооружения из-за слишком больших расходов металла. Техническое решение должно было быть простым, чтобы не пришлось менять технологию и перестраивать производство. Христианович и его коллеги предложили просверливать в корпусе снарядов наклонные боковые отверстия, отводившие часть пороховых газов, благодаря чему снаряды закручивались в полете. Таким образом удалось в 4–5 раз увеличить кучность огня и понизить расход боеприпасов настолько, что появилась возможность вести пристрелку. Сразу после испытаний на фронт стали отправлять усовершенствованные снаряды. В процессе разработки была создана теория полета реактивных снарядов, которая послужила основой для дальнейших работ в этой области.

Гвардейские минометы «Катюша» и «Андрюша», вооруженные реактивными снарядами М-13 и М-31

Академик Христианович был шесть раз награжден орденами Ленина, и один из этих орденов он получил за «оружие Победы», гвардейский реактивный миномет.

После войны он продолжал заниматься сверхзвуковой аэродинамикой, принимал участие в испытаниях советского ядерного оружия, а в конце 1950-х стал одним из инициаторов создания и «отцом-основателем» Сибирского отделения Российской академии наук. Даже краткий официальный послужной список С. А. Христиановича занимает немалое место в Большой советской энциклопедии. Ученый-универсал: механик, математик, гидролог, энергетик, метролог, эколог… И во всех этих областях Христианович добивался поразительных результатов, самим своим существованием опровергая мнение, что в эпоху научно-технического прогресса нет места «универсальным гениям».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх