«Мне не нужно ваше лживое одобрение и ваши фальшивые похвалы. К черту христианство, рационализм и буддизм! Я хочу кощунства, убийства, насилия – мне наплевать, хорошо это или плохо; я хочу силы». Так говорил Алистер Кроули – одна из самых загадочных, противоречивых и скандальных фигур в британской истории ХХ века.
Его обширная и подробная биография только что вышла в британском издательстве Watkins Publishers.
«Я подверг себя всем болезням, несчастьям и насилию, — продолжал он. — Я научил себя получать удовольствие от самого грязного и отвратительного разврата, от поедания человеческих экскрементов и человеческой плоти. Я овладел всеми тайнами своего сознания и создал для себя мораль самую суровую и самую жестокую в мире. Через тысячу лет человечество окажется во власти кроулианы».
Кроули родился в 1875 году, получил блестящее образование, затем наследство, которое позволило ему путешествовать по всему миру, изучая восточные религии, магию и оккультные практики.
В 1920 году он основал в Сицилии коммуну, которая должна была жить по тем принципам и правилам, которые, как он считал, должны сместить с лица Земли христианство и устранить все ограничения и репрессии, возложенные на человека.
Спустя три года, по личному приказу Муссолини, Кроули и его приверженцы были высланы из Италии после того, как сообщения местных жителей об актах жертвоприношения — причем не только животных, но и людей — и совершенно невероятного сексуального разврата привели к международному скандалу. Британская пресса назвала Кроули «самым порочным человеком на свете».
В середине 1960-х – спустя двадцать лет после его смерти, почти забытая фигура мага, мистика, оккультиста, философа, ниспровергателя традиционных и творца новых религий внезапно обрела культовую популярность.
Beatles помещают его вместе с другими своими героями на обложку альбома Sgt. Pepper; гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж называет его непонятым гением ХХ века и настолько увлекается идеями Кроули, что покупает принадлежавший мистику дом на берегу знаменитого озера Лох-Несс в Шотландии.
Непонятый гений
Новая книга открывается своеобразным предисловием под названием «Легенда». В ней ее автор Тобайас Чертон пытается убедить читателя, что за достаточно широко распространенной легендой об Алистере Кроули, за ее сенсационным и скандальным содержанием кроется фигура по-настоящему тонко и глубоко мыслящего человека.
«Большую часть своей жизни Кроули провел, скрываясь под придуманной им для себя самого личиной. В одном из своих стихотворений он говорит, что любит путешествовать в ярко раскрашенном костюме, но что желающий познать истину должен смотреть не на ярмарочный наряд, а в глаза», — сказано в первой части.
Мало кто из тех, кто писал о Кроули, захотели или осмелились взглянуть ему в глаза, или же посмотреть на мир его глазами. Они видели лишь эксцентрику. Он не мог удержаться от эксцентрики – таким он родился.
Он был человеком крайне неординарным. Чувство иронии и чувство отчужденности от окружающего мира были у него настолько велики, что свои настоящие мысли и мотивы он прятал за внешней оболочкой, которая развлекала его и, как ему казалось, должна была развлечь окружающих.
Он в каком-то смысле был человек наивный, и никогда не думал, что эта его личина будет воспринята серьезно. Люди умные, считал он, сумеют увидеть и то, что за ней кроется, полагает автор.
От дьявола до пророка
Когда 11-летний Алистер после смерти отца-проповедника отказывался признавать религиозные постулаты, в почитании которых жили сами и пытались воспитать его родители, то отчаявшаяся мать назвала его «Зверь 666» – по имени дьявола из священного писания. Кроули – не без гордости – пронес это имя по жизни. Вот как объясняет это Тобайас Чертон:
«Отец Кроули был проповедник в пуританской секте «Плимутские братья», так что Библию он с раннего детства знал вдоль и поперек. Он знал, что в первых главах книги пророка Иезикеля Бог проявляет себя в форме четырех зверей, и в писании также сказано, что если к этим зверям приглядеться пристально, то увидишь, что они – в форме человека», — говорит Тобайас Чертон.
Кроули пытается сказать, что те черты человека, которые принято считать звериными, бесовскими, проявлением дикой природы — они тоже от Бога.
К понятию зверь он относился с иронией. Но он также знал, что христиане-фанатики, против которых был направлен весь его пафос, воспримут его слова буквально. Но это его нисколько не волновало — пусть считают меня зверем.
В книге Откровений прямо говорится, что число зверя — это число человека. Кроули – за человека, за настоящего полноценного человека, а не хлипкого, вялого, всего на свете боящегося так называемого подлинного христианина.
Он считал, что традиционное, восходящее к средневековью христианство вынуло стержень из человека и сделало его слабым и трусливым. Он хотел восстановить древнюю концепцию человека во всей его подлинной, полнокровной божественности», — полагает исследователь жизни Кроули.
«Твори, что хочешь»
Do what thou wilt – Твори, что хочешь – эта идея, которую Кроули почерпнул из своей любимой книги «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле – легла в основу одного из его самых фундаментальных трудов – «Книга закона».
Твори, что хочешь» вовсе не означает, делай все, что тебе заблагорассудится. Это означает: найди свою волю, разберись со своими желаниями, и за этими словами стоит очень серьезная философская мысль.
По мысли Кроули, подлинная воля – это воля Бога, воля души, называть это можно как угодно. Это тайна человека, и ее нужно найти. И в этом твое божественное предназначение.
Эта идея оказалась невероятно созвучна индивидуализму 1960-х. Кроули открывал для многих путь к поиску этой подлинной воли и его эксперименты с психоделическими стимуляторами тоже вполне соответствовали духу того времени.
Он ломал барьеры, нарушал общественный закон, что тоже делало его фигурой загадочной и привлекательной. К тому же он был забавен, тексты его остроумны и смешны.
Он исследовал восточные философские и религиозные идеи, что было безусловно привлекательно и интересно для таких людей, как Джордж Харрисон или Джон Леннон, пишет Тобайас Чертон.
Возвращение к магии
Однако, значение Алистера Кроули, по мнению Тобайаса Чертона, выходит далеко за пределы его роли как провозвестника контркультуры и идей 1960-х годов. Кроули, считает он, — один из самых радикальных мыслителей ХХ века, которого можно поставить в один ряд с Фрейдом и Юнгом.
«Величие его состоит в том, что он предложил рациональное обоснование для возрождения магии как всеобъемлющей теории, объясняющей взаимодействие духа и материи. Он объединил мистические концепции западной эзотерической традиции с философскими и религиозными идеями и практиками Востока», — пишет автор.
Получившаяся в результате экспериментальная духовность позволяет изучать ее без связи с той или иной организованной религией. Цель его исследований была религиозной, а метод – научный.
Сегодня в западной мысли принято считать, что религия и наука противостоят друг другу. Кроули видел опасность, которая кроется в таком противостоянии, и главная его мысль состоит в необходимости преодоления раскола между ними.
Более того, он заложил практическую экспериментальную основу для поиска этого единения. Фрейд и Юнг ввели в наш мыслительный обиход понятие бессознательного. Кроули же говорит, что эта идея бессознательного уже существовала в эзотерической традиции, но оставалась до конца непознанной. Кроули был убежден, что духовность – не только важнейшая суть человека, но и гарантия его свободы и прогрессивного развития, полагает Тобайас Чертон.
Иной путь?
Вот такая эволюция – от исчадия ада, дьявола во плоти, самого порочного человека на Земле в начале века до культовой фигуры культурного андерграунда и объекта серьезных научных исследований сегодня. Что же дальше ждет Алистера Кроули?
«В Англии пройдет, я думаю, немало времени, прежде чем в пантеоне художников и мыслителей найдется достойное место для Кроули. В отличие от Байрона и Шелли, он до сих пор считается фигурой во многом неприемлемой, — считает автор новой книги.
«Однако, появляется все больше и больше отважных и дерзких умов, осознающих мощь и значимость Кроули. Человечество сегодня мечется между экстремистским фундаментализмом, который ужасает одних, и нигилизмом материалистического сознания, который других ужасает ничуть не меньше.
В зоне этого противостояния и возникают страшные духовные, политические и военные конфликты нашего времени. Кроули – в числе прочих – может подсказать нам дорогу к иному пути», — полагает Тобайас Чертон.
Александр Кан
Русская служба Би-би-си
Свежие комментарии