Современная наука является очень консервативным явлением. Отчасти это объясняется особенностями работы учёных; вся идея научного метода подразумевает многократные проверки новой идеи и возможности повторяемости экспериментов, на что, как минимум, уходит много времени. С другой стороны, консерватизм науки вызван сугубо «имиджевыми» целями: никому не захочется предлагать миру недостаточно хорошо проверенную гипотезу, чтобы потом публично признавать факт своей неправоты.
Поэтому любая научная идея всегда проходит многомесячную или многолетнюю обработку, прежде, чем получить статус «официального мнения учёных». На вопросы же, решение которых в близкой перспективе не представляется возможным, учёный мир скромно молчит. Одним из таких вопросов являются многочисленные археологические находки, никак не вписывающиеся в существующую картину мира.
Однако, научный подход подразумевает, что решение у проблемы должно быть и отрицательный результат – это тоже результат. Для обозначения подобных находок, никак не вписывающихся либо в историческую эпоху, либо в какие-то процессы вообще, в середине XX века был придуман термин «неуместный артефакт». Когда наука сталкивается с подобными находками, вариантов развития событий может быть всего четыре.
Наиболее часто появление неуместного артефакта – это результат деятельности мошенников, занимающихся либо фальсификацией истории, либо просто зарабатывающих на этом деньги. Примеров подобных случаев масса: от хрустальных голов ацтеков до фальшивки в виде «черепа предка людей» из Пилтдауна. Этот вариант наиболее любим учёными, поскольку осуществим, зачастую, достаточно простыми средствами (например, уровня экспертизы обычного полицейского участка), и не требует каких-бы то ни было пересмотров или объяснений.
Второй вариант несколько хуже, поскольку заставляет учёных как минимум признать несостоятельность некоторых их теорий. В этом случае наука подтверждает, что её знания об относительно простых технологиях, используемых древними, недостаточны. Наиболее известные случаи подобных артефактов – это находки долеритов, которыми древние египтяне полировали гранитные скульптуры и саркофаги фараонов. Каких только предположений по поводу идеальной шлифовки египетских скульптур и строений не выдвигалось (от плазменных резаков до шлифовальных машин с трёхметровыми пилами), оказалось, что всё делалось вручную при помощи этих гранитоподобных камней. Не меньшим сюрпризом для учёных было обнаружение рисунков, объясняющих строительство каменных истуканов острова Пасхи. Никто и предположить не мог, что народ, не знающий ни календаря, ни меди, имел понятия о рычагах и силе трения!
Иногда детальное исследование неуместного артефакта приводит к коренному пересмотру сведений о технологиях древних цивилизаций или вообще об уровне их развития. Таких событий в настоящее время произошло немного. Это, например, исследование Антикитерского механизма, являющегося первым программируемым аналоговым компьютером, вычисляющим даты астрономических событий и обнаружение Багдадской батарейки – первого гальванического элемента, используемого для покрытия скульптур драгоценными металлами около четырёх с половиной тысяч лет назад.
И, наконец, самый интересный результат: ответов о назначении артефакта или способах его изготовления не находится. Таких артефактов, на самом деле, немало. Существует более двух десятков подобных артефактов мирового масштаба; способы их изготовления или применения до сих пор не могут быть объяснены современными учёными. И не только официальными. Огромное количество исследователей-любителей, выдвигая свои гипотезы, не могут дать внятных объяснений существующим предметам подобного типа.
Примером такого артефакта может служить железная колонна в Дели. Построенная более полутора тысяч лет назад, она просуществовала до наших дней в практически неизменном виде. Несмотря на высокую температуру и повышенную влажность индийского климата, колонна в наши дни выглядит практически свободной от коррозии. При том, что она не покрыта никакой краской или защитным составом. Особую пикантность доставляет тот момент, что железная колонна в IV веке стоила, возможно, дороже, чем золотая такой же массы. О том, что это не более поздняя подделка говорят записи историков с VI по XVI века, описывающие эту колонну и надписи на ней. Откуда могли индусы достать столько железа и как смогли создать сплав, не подверженный коррозии столь долгое время – остаётся загадкой.
Впрочем, есть сооружения и поинтереснее этой колонны, например, Камень из Баальбека. Это самый крупный камень, обработанный человеком. Его объём превышает 350 кубометров, а вес – 1000 тонн! Ни официальная наука, ни альтернативная не может дать ответ на вопрос, кто и как мог создать подобное в позднем палеолите.
Однако, самой богатой страной на подобные неуместные артефакты является Древний Египет. Иероглифические надписи, в которые каким-то образом попала современная военная техника, изображение на стенах пирамид катодных ламп, современные хирургические инструменты, загадочные цилиндры фараонов, макеты летательных аппаратов… Список можно продолжать долго. Несмотря на огромное количество исследователей и научных программ по изучению истории этой страны, Древний Египет не перестаёт преподносить сюрпризы человечеству.
Долгое время легендарная Птица из Саккары признавалась учёными всего лишь детской игрушкой, однако, совсем недавно появилась версия, что она является деревянной копией планера. Немецкие учёные-египтологи создали увеличенную копию птицы и провели испытания в аэродинамической трубе. Их вывод однозначен: эта «птица» вполне могла летать. Однако, учёный мир не спешит признавать правоту своих немецких коллег. Причем, доводы, приводящиеся в качестве аргументов иногда совсем уж несерьёзные. К примеру, при соблюдении некоторых пропорций любой объект может быть использован, как летающее средство перемещения.
Но консерватизм официальной науки не смущает представителей альтернативных точек зрения. Дорогу осилит идущий. В конце концов, доказанное опровержение той или иной теории, также, является результатом научной деятельности.
Свежие комментарии