Новолетие на Руси считали 1 сентября, либо 1 марта, либо Пасху, либо на Благовещение
В России пользовались византийской системой летоисчисления «от сотворения мира». Она основывалась на добавлении 5508 лет к принятой нами сейчас системе летоисчисления «от Рождества Христова». Правда, существовали два основных варианта применения этой византийской системы на Руси.
Согласно одному из них, «новолетие» (то есть новый год) наступало 1 сентября (по старому стилю), а согласно другому – 1 марта.
До Петра I Новый год на Руси отмечали совсем по-другому.
Поскольку в летописях изначально никогда не указывалось – мартовскому или сентябрьскому индикту следует летописец – постольку мы до сих пор неточно (ну то есть с ошибкой плюс-минус один год) знаем о наступлении некоторых таких важных событий в истории Руси, как убийство князя Андрея Боголюбского, битва с монголами на речке Калке и даже созыв первого Земского собора в царствование Ивана Грозного!
Было и другое летоисчисление. Иногда авторы летописей начинали новый год с Пасхи, а ещё чаще – с праздника Благовещения! Этот праздник, приходящийся на 25 марта (по старому стилю), ближе всего подходил ко дню весеннего равноденствия, с которого древние славяне всегда начинали новый год.
Празднование Пасхи в середине XVII века в представлении художника.
Кстати, чтобы ни у кого не возникло представления, будто «русские были настолько отсталыми», чтобы установить начало нового года 1 января и считать года «от Рождества Христова». В просвещённой Англии до 1752 года номер года менялся именно с праздника Благовещения. Поэтому, например, на мемориальной доске казнённого короля Карла I стоит дата «1648», хотя по нашему нынешнему летосчислению он был казнён 30 января 1649 года! Но всё дело в том, что в Англии до 25 марта новый 1649 год не мог тогда наступить!
Пётр ориентировал Русь на протестантские страны
Кстати, не следует думать, что начало нового года 1 сентября для московитов было просто календарной отметкой. Нет! 1 сентября всегда праздновалось выездом патриарха московского на осле из своей резиденции, объездом Кремля, совершением торжественной литургии.
Пётр I кардинально изменил летосчисление в России.
Пётр Великий, ненавидя патриаршество, мог самым изменением даты нового года и приданием его празднованию чисто светского характера, постараться унизить сан главы русской церкви.
Но возникает вопрос: а почему Пётр Великий, наряду с изменением лет и переносом Нового года, не ввёл в России григорианский календарь? Почему он оставил старый стиль? С его размахом, он бы уже тогда мог заставить русскую церковь поменять и дни в календаре!
Ответ тут такой же простой, как и ответ на вопрос, зачем Пётр вообще всё это делал. Он ориентировался исключительно на протестантскую Европу: Англию, Голландию, Швецию. Но ведь новый стиль, то есть григорианский календарь, введённый в ряде стран Европы ещё в конце XVI века, был придуман католиками! А в названных протестантских странах, на которые Пётр особенно ориентировал Россию, действовал старый стиль! Для сравнения: в Англии переход с юлианского на григорианский календарь последовал только в 1752 году, когда был изменено начало нового года. А несчастный король Карл I был казнён, если переводить даты на новый стиль, не 30 января, а 9 февраля 1649 года.
Сегодня юлианский календарь остался лишь у православных церквей.
Но Пётр брал пример именно с протестантских, а не с католических государств. Только поэтому его реформа календаря осталась незавершённой.
Свежие комментарии