Максимилиан Александрович Волошин (16\28 мая 1877 - 11 августа 1932) В истории поэзии найдётся очень немного имён, чьё творчество анализируют не только литературные критики, но также и учёные (философы, филологи, историки науки и естествознания, и даже физики и математики). Максимилиан Александрович Волошин (16\28 мая 1877 - 11 августа 1932) — один из этих очень немногих.
Он закончил хорошую московскую гимназию и несколько курсов юридического факультета МГУ (в конце XIX века), но затем всю жизнь занимался самообразованием, слушал лекции в Сорбонне, объездив до 1914 года все крупные университеты и библиотеки Европы. В марте 1905 года в Париже он получил посвящение в одной из масонских лож "Великой ложи Франции" — конечно, это сомнительный шаг с политической точки зрения, но мы сейчас не о политике. Напомню только, что в годы революций и Гражданской войны поэт принципиально занял позицию «над схваткой», пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, — белых от красных. Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела. 22 ноября 1919 года в Коктебеле в стихотворении "Гражданская война" он написал: А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. Но в этой статье мы не будем обсуждать политические взгляды Волошина. Выше мы упомянули о том, что творчеству М.А. Волошина посвящены и некоторые научные статьи: я имею в виду статью доктор физ.-мат. наук, профессора Института истории естествознания и техники В.П. Визгина "Историко-научный комментарий к поэме М.А. Волошина "Путями Каина. Трагедия материальной культуры"" (научный журнал "Метафизика", 2017 г., №2). Этой поэме посвящена, например, и диссертация П.Г. Опарина "Книга М.А. Волошина "Путями Каина" в литературном контексте первой трети ХХ века: историософия и поэтика". Вот что пишет д.ф.-м.н. В.П. Визгин в начале указанной выше статьи: Поэма (цикл поэм) «Путями Каина. Трагедия материальной культуры» в последнем варианте 1925 года включала 14 стихотворений [4]. Но поэт продолжал работу над поэмой и в мае 1926 года написал стихотворение «Таноб», которое предполагал включить в нее [4. C. 70–76]. Поэма так и осталась незаконченной и не опубликованной при жизни. Оказалось, что поэма «Путями Каина», венчающая творческий путь Волошина, – это квинтэссенция его воззрений на историю человечества от Адама до наших дней, в некотором роде волошинская метафизика истории. Притом истории от сотворения мира до теории относительности. Ниже я привожу некоторые выдержки из этой статьи. Возможно, эти выдержки покажутся кому-то слишком сухими и "наукообразными", - во второй части этой статьи я постараюсь найти более интересные для всех (а не только для любителей науки) комментарии к этой поэме Макса Волошина. Итак, ниже излагаю выдержки из статьи В.П. Визгина в "Метафизике". * * * В стихотворении "Космос" речь и о теории относительности, и о революции в физике в целом, и о той картине космоса, к которой эта революция привела к началу 1920-х годов. Стихотворение «Космос» написано 12 июня 1923 года в Коктебеле. Вот несколько релятивистских фрагментов из стихотворения «Космос» [4. C. 49–50]:
Все относительно: И бред, и знанье… …Мы ищем лишь удобства вычислений, А в сущности не знаем ничего: Ни емкости, ни смысл тяготенья… …На вызвездившем небе мы не можем Различить глазом «завтра» от «вчера»… …Струи времен текут неравномерно, Пространство лишь многообразье форм: Есть не одна, а много математик. Физический релятивизм трактуется автором как релятивизм философский, на грани с абсурдом с точки зрения классического здравого смысла. Теория относительности – позитивистская, феноменологическая теория, позволяющая вычислять, но не ведущая к пониманию, не раскрывающая сущность явлений. Она привычные, человеческие, классические понятия пространства и времени разрушает, как, впрочем и сложившиеся представления об атоме, веществе: Нет вещества – есть круговерть силы, Нет твердости – есть натяжение струй, Нет атома – есть поле напряженья… …Нет плотности, нет веса, нет размера – Есть функция различных скоростей. Что же касается новых представлений о Вселенной, то они оказываются весьма апокалиптичными [4. С. 49–50]: Мы существуем в космосе, где все Теряется, ничто не создается; Свет, электричество и теплота – Лишь формы разложенья и распада… …Вселенная – не строй, не организм, А водопад сгорающих миров, Где солнечная заверть – только случай Посреди необратимых струй… …Число миров исчерпано давно. Все тридцать пять мильонов солнц Возникли в единый миг и сгинут все зараз. Такое впечатление, что Волошину уже знакома концепция нестационарной Вселенной, однажды возникшей и обреченной либо на рассеяние в мировом пространстве, либо на исчезновение иным путем. Стихотворение «Космос» написано в середине 1923 года. И в этом же году появились научно-популярная книга А.А. Фридмана «Мир как пространство и время» [5] и перевод также доступной книги А. Эддингтона «Пространство, время и тяготенье» [6]. Разъясняя нестационарную модель мира, А.А. Фридман писал: «Невольно вспоминается сказание индусской мифологии о периодах жизни; является возможность также говорить о “Сотворении мира из ничего”» [5. C. 122]. Он также упоминает о модели, «когда радиус кривизны меняется периодически: вселенная сжимается в точку (в ничто), затем, снова из точки доводит радиус свой до некоторого значения, далее опять, уменьшая радиус своей кривизны, обращается в точку и т.д.». Кстати, здесь же Фридман впервые дает разумную оценку возможного возраста Вселенной «в десятки миллиардов наших обычных лет». Концовка стихотворения «Космос» содержит глубокую философскую мысль о конструктивной, модельной природе нашей картины космоса [4. C. 50]: Так разум среди хаоса явлений Распределяет их по ступеням Причинной связи, времени, пространства И укрепляет сводами числа. Мы, возводя соборы космогоний, Не внешний в них отображаем мир, А только грани нашего незнанья. Эта мысль созвучна заключительной фразе из упомянутой книги Эддингтона: «Мы нашли странный отпечаток ноги на берегу Неизвестного. Мы создали, одну за другой, много глубоких теорий для того, чтобы объяснить его происхождение. В конце концов, нам удалось реконструировать то существо, которому принадлежит этот след. И оказалось, что это мы сами». * * * В заключение статьи В.П. Визгин делает следующие выводы: Кратко суммируем основные идеи волошинской метафизики истории. Трагичность этой истории связана с тем, что человечество с библейских времен пошло «путями Каина», который был не только «первоубийцей», но и «первоцивилизатором» – основателем ремесел и искусств, а также наук и т.д. На этих путях, сопровождавшихся социальными катастрофами и войнами, созревали институты религии, демократии, государственности, и при этом человечество, овладевая силами природы, создавало новые орудия войны (Меч, Порох, Машина и т.д.). Но это не вело к нравственному прогрессу. Каинская сущность человека оставалась неизменной. Созданные в последние столетия государства, как показали войны и революции первой четверти ХХ века, – это антигуманные монстры, развязавшие эти войны. На «Путях Каина» произошла и квантово-релятивистская революция, от которой не следует ожидать преображения человечества. Это преображение возможно, если сойти с «путей Каина», то есть человек должен «пересоздать самого себя», отказаться от всего того, что ведет к дегуманизации: от монстров и демонов машин, государства, насилия, войн и т.д. Под подозрение попадает и современная наука, которая не смогла предотвратить «трагедию материальной культуры». Поэтому и его отношение к современной физике и космологии, а также и к теории относительности, как их теоретическому фундаменту, в общем негативно. Литература: 1. Волошин М.А. Демонизм машин (1909) // Собрание сочинений. – Т. 6. – Кн. 2: Проза 1900–1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы. – М.: Эллис Лак 2000, 2008. – С. 599–605.
2. Визгин В.П. Теория относительности за пределами точного естествознания: Россия, 1920-е годы // Исследования по истории физики и механики, 2012–2013. – М.: Физматлит, 2014. – С. 155–191.
3. Волошин М.А. Стихотворения. Библиотека пота. Малая серия. – Изд. 3-е. – Л.: ЛО «Советский писатель», 1982. – 464 с.
4. Волошин М.А. Собрание сочинений. – Т. 2: Стихотворения и поэмы 1891–1931. – М.: Эллис Лак 2000, 2004. – 768 с.
5. Фридман А.А. Мир как пространство и время. – Петербург: Aсademia, 1923. – 131 с.
6. Эддингтон А. Пространство, время и тяготение. – Одесса: Mathesis, 1923. – 216 с.
7. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 6. – Кн. 2: Проза 1900–1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы. – М.: Эллес Лак, 2000, 2008. |
Свежие комментарии