Американская организация расследовательской журналистики Project Veritas опубликовала новые документы, проливающие свет на версию об искусственном происхождении коронавируса SARS-CoV-2. Речь идет, ни много ни мало, о возможной причастности к этому ученых из Соединенных Штатов. В распоряжении журналистов оказался августовский отчет экс-сотрудника Управления перспективных исследовательских проектов (DARPA) Министерства обороны США майора Джозефа Мерфи, отправленный им генеральному инспектору Пентагона.
Ценность добытого расследователями отчета — в подтверждении сентябрьской истории о том, как американская НПО EcoHealth Alliance, которую обвиняют в создании SARS-CoV-2, безуспешно обращалась в DARPA за грантом в марте 2018 года. Речь в проектной заявке под названием Defuse («Обезвредить») шла об изменении коронавируса, переносимого летучими мышами, с помощью особой генетической вставки, позволяющей заражать человека.
У журналистов из Project Veritas — крайне неоднозначная репутация среди американских демократов и в глобальных СМИ: их периодически обвиняют в недоказанных вбросах и теориях заговора. Отчет майора Мерфи тоже содержит предельно спорные утверждения: среди прочего, в нем отрицается эффективность мРНК-вакцин (Moderna, Pfizer/BioNTech) в отличие от препаратов вроде ивермектина и гидроксихлорохина, похвалу которым американские соцсети, например, блокируют как дезинформацию.
В целом, отчет больше выглядит как досужие рассуждения майора о природе коронавируса, верных способах лечения и бесполезных, на его взгляд, мерах, включая ношение маски. Он также содержит критику администрации США за «подавление информации» и подробный рассказ о том, как удалось скачать нужные файлы из внутренней сети DARPA.
При этом журналисты Project Veritas подчеркивают: получили эти документы они вовсе не от Мерфи. Как бы то ни было, раскрытая ими информация свидетельствует о крайней степени опасности экспериментов EcoHealth Alliance и одновременно… мастерски отводит подозрения от Пентагона. Дескать, четыре года назад офицеры из DARPA пришли в такой шок от планов ученых, что оставили их без денег.
Давайте разбираться.
Проделки «Доктора Зло»
Сперва обозначим видимые контуры проблемы. Сегодня уже никто не оспаривает тот факт, что организация EcoHealth Alliance (EHA) незадолго до вспышки COVID-19 в Ухане экспериментировала там с заражением гуманизированных (то есть наделенных человеческими рецепторами) мышей искусственными коронавирусами. Возможно, конечно, что занималась этим далеко не только она и не в одном лишь Китае. Но по большому счету, в США сегодня обсуждаются лишь два главных вопроса: привели ли те уханьские опыты к пандемии и если да, то был ли в том злой умысел?
Как часто бывает в Штатах, спор ведется в юридической плоскости. Дело в том, что с 17 октября 2014-го по 19 декабря 2017-го в США действовал мораторий на т. н. «исследования усиления функции» (gain-of-function researches) — это когда ученые намеренно улучшают способность изучаемого патогена вызывать то или иное заболевание. Из-за крайней схожести с подобными исследованиями эксперты из DARPA, как следует из утечек, хоть и проявили «военно-научный» интерес к грантовой заявке от EcoHealth Alliance, но все же отклонили ее. Даже несмотря на то, что к тому времени мораторий на такие исследования был снят.
Однако вскоре после этого аналогичную заявку от EHA открыто поддержал Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID) — один из 17-ти Национальных институтов здравоохранения США (NIH). Причем поддержал не в первый уже раз: на сайте NIH до сих пор красуются шесть одобренных грантов для EHA на изучение коронавируса летучих мышей, начиная с 2014 года. Три из них приходятся на период действия моратория. Первый потянул на 666 тысяч долларов (характерная, согласитесь, цифра). А последний, датированный июлем 2019 года, гарантировал финансирование экспериментов еще на три года вперед, с общим окончанием работ в 2026 году. И был отозван лишь в апреле 2020-го, когда COVID-19 приобрел масштабы пандемии.
Отметим, что институт NIAID с далекого 1984 года возглавляет одиозный иммунолог Энтони Фаучи. С января 2021 года этот человек работает также главным медицинским советником президента США Джо Байдена. Именно от Фаучи зависит, какие именно лекарства и вакцины выйдут на американский рынок. За лоббирование интересов «Большой фармы» и многочисленные медицинские скандалы его нередко называют «Доктор Зло».
Если выяснится, что с 2014 по 2017 годы имело место намеренное нарушение моратория, то полетят многие головы, начиная с Фаучи, а работу американских судов парализуют иски от миллионов пострадавших. Не удивительно, что EHA яростно отрицает работы по «усилению функций» в своих уханьских исследованиях. Эту же позицию 11 мая 2021 года озвучил под присягой в Конгрессе США сам Фаучи: нет, ни за что, никогда! Для верности он даже обложился мнениями ученых, которые или подтверждают эту позицию, или, на худой конец, заявляют о «неожиданном результате эксперимента» в Ухане — само-де получилось.
Однако есть и другие ученые — и они считают иначе. К примеру, семеро из одиннадцати вирусологов, опрошенных изданием The Intercept в сентябре 2021 года, сошлись во мнении, что работа EHA в Ухане вполне подпадала под понятие «усиление функции». «Ребята, вы нарочно модифицировали коронавирус летучих мышей, чтобы он заражал людей! — говорят они. — Что это, как не gain-of-function?».
И вот сперва сентябрьский слив из DARPA показал, что EcoHealth Alliance, действительно, того и добивалась. А теперь последовал новый залп в виде отчета майора Мерфи: дескать, даже в глазах американских военных эксперименты с коронавирусом выглядели как нечто чрезмерное. Поэтому ату его, злобного старикашку Фаучи!
Все, в общем, складывается в следующую картину. Ученые из EHA сперва несколько лет мудрили с вирусами на деньги медицинского ведомства США. В 2018-м они зачем-то сунулись к Пентагону, но тот отшатнулся в ужасе. И тогда неутомимые исследователи вновь вернулись под зонтик «Доктора Зла» — чтобы в конце 2019 года доиграться окончательно.
Логичная же картина? Не совсем.
В мире розовых пони
Непредвзятый взгляд на отчет Джозефа Мерфи порождает ряд вопросов как к DARPA, так и к журналистам, воспользовавшимся утечкой.
Непонятно прежде всего, что такого страшного было в исследованиях EcoHealth Alliance, что они пришлись не по душе американским военным. Пооткрывали же те по всему свету биолаборатории с возбудителями страшных болезней, и ничего, в обмороки не падали. Их испугало пресловутое gain-of-function? Но, как сказано выше, на момент рассмотрения заявки от EHA соответствующий мораторий уже три месяца как не действовал.
Смущает, кстати, и слишком вольная трактовка журналистами Project Veritas пассажа об «усилении функции» из отчета Мерфи. Они говорят о такой маркировке предполагаемого исследования EHA как о свершившемся факте. На самом деле, в отчете говорится иначе: «Их работа слишком близко подошла к нарушению моратория». Подошла, но не нарушила.
Надо понимать, что EHA явилась к DARPA просить денег не с улицы. Ведь это само Управление инициировало Программу предотвращения возникающих патогенных угроз (PREventing EMerging Pathogenic Threats — PREEMPT, «Упреждение»), в январе 2018 года созвав ученых поработать на страну за неплохие деньги. Программа, которая действует до сих пор, ставит незатейливую, хоть и сложно сформулированную цель — «собрать инновационные предложения по исследованиям для разработки новых инструментов и моделей количественной оценки вероятности перехода вируса от животного-хозяина к человеку».
Как поясняет на видео Project Veritas бывший глава DARPA доктор Стивен Уолкер, отдел биологических технологий, учредивший программу PREEMPT, сам был создан в Управлении несколько лет назад, чтобы «заниматься биоинженерией и заставлять микроорганизмы делать то, что мы хотим». Может быть, эксперты DARPA не оценили размаха экспериментов ученых из EHA? Но ведь те сунулись к военным явно не с пустыми руками, после четырех-то лет уханьских опытов под эгидой NIH. Зачем было отвергать их?
Значительная часть отчета Мерфи посвящена источникам его информации. Он подробно рассказывает генеральному инспектору Минобороны США, как нашел несекретные документы в сверхсекретной (!) папке на сервере DARPA, хотя раньше их там якобы не было. В видео Project Veritas глава отдела коммуникаций Управления Джаред Адамс сокрушается по этому поводу: да как же так-то? Может, галочку на файлах забыли поставить? «Но мы обязательно разберемся!» — добавляет Адамс.
Но, во-первых, все это больше похоже на оправдания перед публикой: мол, никакой военной тайны мы не выдали, не беспокойтесь. А во-вторых, серьезные сомнения вызывает случайность самой утечки из такой организации. Поразительное журналистское везение! Чем-то это напоминает «счастливые находки» спецслужб США, вроде обнаружения паспортов террористов среди развалин Всемирного торгового центра после 9/11. С другой стороны, если все это не секретно, то зачем Управление так долго скрывало общественно значимую информацию?
Опять же, свой отчет Мерфи написал в августе 2021 года — через 3,5 года после отклонения грантовой заявки от EcoHealth Alliance (чего тянул-то?), зато всего за месяц до первой утечки из DARPA. Не выглядит ли это скоординированной операцией? Кстати, о датах: во всей этой истории до сих пор неясно, когда именно в 2018 году Управление отклонило заявку от EHA — неизвестен даже месяц.
В общем, не стоит исключать, что перед нами — нестандартная операция прикрытия Пентагона, который использовал Энтони Фаучи и NIH в качестве громоотвода. Они у всех на виду. Их не критикует только ленивый. И главное, их совершенно не жалко! В конце концов, отчего бы в открытую не профинансировать заинтересовавший тебя проект через гражданское ведомство, отведя от себя удар в случае провала исследований и заодно намертво засекретив собственные транши?
Мы не утверждаем наверняка, что дело обстояло именно так. Возможно, в недрах Министерства обороны США действительно завелись неравнодушные гуманисты, которые сперва отвергли проделки безумных биологов, а затем, рискуя карьерой, слили важную информацию в Сеть. Возможно, в мире встречаются даже розовые пони. Но честно говоря, веры в это в наше время немного.
Свежие комментарии