На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир пристрастен

17 212 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталия Колпинская
    Ой лиЦарь Соломон – ми...
  • Светлана Петрова
    Слишком мало информации для подобных выводов. Скорее есть другое обьяснение научное, там табличку не оставила цивилиз...Ядерный могильник...

Самосознание искусства

                                     Дмитрий Савченко

                       

Самосознание искусства

Статья навеяна влиянием на меня гения русской культуры и религиозного искусство о. Сергеем Булгаковым. Я не давал цитирование отдельных мест - это всё не моё, это всё - Булгакова, ибо всё, что я пишу, есть его аура, влияние его личности, широты и глубины его взглядов.

Он почти неизвестен в России настоящей, это самый крупный гений ХХ века, как считают специалисты, так же считаю и я. Если П. Флоренский и Вл. Соловьев широко известны и их труды распространены, то труды великoго богослова и ученого о. Сергея Булгакова трудно достать и трудно прочесть. Лавина спекуляций, тонкость трансцендентного мышления, колоссальная эрудиция делают его произведения настоящим вкусным блюдом для интеллектуалов.

Наше время отмечается приматом не этики, а эстетики, некий артистизм становится в нем руководящим жизнеощущением. Жажда красоты, однако, слишком легко удовлетворяется суррогатами, развивается эстетическое мещанство, эстетизм быта, всякого рода "фэнь-шуй", дизайн внутреннего пространства квартир так называемых "знаменитостей", которым в советское время не дали бы даже последних ролей. Но эстетическое мироощущение, артистизм, содержит в себе некую правду жизни, а его полное отсутствие не только составляет уродство и бедность, но является признаком духовной бескрылости, греховной ограниченности. Многие не понимают, что художественное мироощущение с его эстетическим критерием составляет принадлежность не только служителей искусства и его ценителей, но прежде всего и в наибольшей степени тех, кто самую жизнь свою делает художественным произведением - святых подвижников.


Здесь я полностью согласен с Сергеем Булгаковым, который сильно повлиял на моё мировоззрение, ибо этот гений заглянул вглубь культуры святости и открыл нам запредельные границы искусства.
Кто не видит этого в духовном лике преп. Сергия Радонежского или преп. Серафима и других святых, кто не ощущает разлитой ими Теофанической божественной энергии, высочайшей и чистейшей поэзии, тот чужд наиболее в них интимному, ибо в них есть пламенное чувствование Красоты космоса и есть священная непримиримость против греха как уродства и безобразия.

Давайте рассмотрим родину искусства, откуда пошло искусство. Известно что религиозный культ вообще есть колыбель искусства, вернее её духовная родина (о.Сергей Булгаков). Целый пласт исторических эпох , особенно богатые творчеством гениев и талантов, отмечены тем, что все основные элементы "культуры" были более или менее тесно связаны с культом, имели сакральный характер: искусство, философия, наука и т.д. В частности высшие достижения искусства вообще относятся к области иератической: египетская, ассиро-вавилонская, эллинская архитектура и скульптура, христианское искусство средних веков и раннего Возрождения, иконография, пластика и танцы, музыка и пение, священная мистериальная драма. И Около этого центра группировались и отрасли искусства более светские. "Искусство с колыбели повито молитвой и благоговением: на заре культурной истории человечество лучшие свои вдохновения приносит к алтарю и посвящает Богу "(о.Сергей Булгаков). 
Между культом и искусством существует особенно тесная связь. Их сближает общая им благородная бесполезность пред лицом мира сего с его утилитарными ценностями. Факт культа, как и искусства, наглядно свидетельствует о той истине, что не хлебом единым живет человек, что он "не есть economic man "(о. Сергей Булгаков), меряющий мир меркантильным аршином, но способен к бескорыстию и вдохновению. И в те времена, когда еще не родился новоевропейский economic man , человечество, само живя в лачугах, воздвигало богам величественные храмы, 
в противоположность современной эпохе, когда умеют строить вокзалы и отели, но почти разучились созидать святилища.
Освободившись от культа, искусство пошло своим путем, получило возможность и осознать свои границы и ощутить их глубину. Пока искусство оставалось храмовым и само расматривало себя лишь как средство для культа, его душа была вполне успокоена этим сознанием.Искусство знало, что служит Богу, и пред ним не становилась проблема оправдания искусства, не возникала потребность отдать себе отчет в своих путях и целях. Из всех "секуляризованных" обломков некогда целостной культуры-культа искусство в наибольшей степени хранит в себе память о прошлом в сознании высшей своей природы и религиозных корней. Ему остается чужда духовная ограниченность позитивизма, то довольство миром, которым отравлены и философия и наука. - оно чувствует себя залетным гостем, вестником из иного мира, и составляет наиболее религиозный элемент внерелигиозной культуры (о. Сергей Булгаков). Эта черта искусства связана отнюдь не с религиозным характером его тем, - в сущности, искусство и не имеет тем, а только знает художественные поводы - точки, на которых загорается Луч Красоты. Она связана с тем ощущением запредельной глубины мира и тем трепетом, который им пробуждается в душе. 
При выборе предмета для своих вдохновений искусство обладает высшей свободой безгрешности, находится по ту сторону добра и зла. Для него нет греха и порока, нет безобразия и уродства, ибо всё, на что падает луч красоты, в кристалле творчества становится прозрачным и светоносным. Искусство обладает даром видеть мир так, что зло и уродство исчезают, растворяются в гармоническом аккорде. 
Каково же жизненное самосознание искусства как художественного канона, мастерства формы? Одно для него стоит твердо, именно, что художник творит красоту наряду с природой, он создает свой собственный мир красоты в пределах своего искусства. Искусство не создает, но лишь являет красоту, обнажает её из-под закрывающего её безобразия и безобразия (ставьте ударения сами). Оно становится зеркалом для res, творя символы высших реальностей. Благодаря своей связи с Космосом, реальность коего и есть Красота, искусство становится символическим (о.Сергей Булгаков). Его лира настроена в созвучии космическому ладу, её звуки заставляют дрожать неведомые струны, и волны этих звуков расходятся вширь и вглубь. Символическое искусство не разрывает связи двух миров, оно прозревает эту связь, есть мост от низшей реальности к высшей ad realiora.

 

 

наверх