В 1914 году Рахалдас Банерджи, директор Западного археологического округа в Бомбее (ныне Мумбаи), отправился исследовать ряд курганов возле города Докри в провинции Синд, Пакистан. На этом месте никогда не проводились раскопки, поскольку местные жители считали, что это место проклято и что любой, кто заберется на курганы, посинеет!
Предыдущие исследования выявили остатки ступы, датируемой II веком до н.э., но Банерджи считал, что под курганами находятся руины гораздо более древнего города.К 1922 году интерес и интрига вокруг загадочных курганов возросли. Только что был обнаружен древний город Хараппа в провинции Пенджаб Британской Индии, которая сейчас находится на территории Пакистана, и это намекало на существование ранее неизвестной цивилизации, существовавшей тысячи лет назад.
Банерджи получил разрешение на раскопки курганов, и вскоре исследования подтвердили его подозрения. Из земли стали появляться ювелирные изделия, чаши весов, керамика с тонкой росписью и многочисленные квадратные печати со странными письменами и гравировками животных и людей, похожие на те, что уже были найдены в Хараппе. Может ли быть, что эти предметы были сделаны людьми той же культуры, что и в Хараппе, расположенной на расстоянии около 680 километров? Такая возможность была манящей!
Начались масштабные раскопки под руководством генерального директора Археологической службы Индии сэра Джона Маршалла, и уже через некоторое время на месте раскопок был обнаружен огромный и очень древний город Мохенджо-Даро. Его название означает «Курган мертвецов», поскольку этот город был мертв, похоронен и забыт на протяжении тысячелетий.
Почти одновременное открытие древних городов в Мохенджо-Даро и Хараппе дало первый ключ к разгадке существования около 5 000 лет назад в долине Инда цивилизации, которая могла соперничать с цивилизациями, известными в Египте и Месопотамии. Сегодня известно, что цивилизация долины Инда, или Хараппская цивилизация, как ее иногда называют, возникла по крайней мере уже в 3000 году до н.э. и процветала в течение 1200 лет.
Ее города демонстрировали исключительный уровень гражданского планирования и благоустройства. Дома строились из обожженного кирпича и были оборудованы ванными комнатами, многие из которых имели туалеты. Сточные воды из них отводились в хорошо построенные кирпичные канализации, которые проходили по центру улиц и были покрыты кирпичом или каменными плитами. В цистернах и колодцах, построенных из клиновидных кирпичей, хранились запасы питьевой воды.
Мохенджо-Даро располагался на огромной территории площадью более 100 000 м2, на которой находилось более 300 жилищ. На высоком холме, известном как цитадель, над жилым районом города, находилась Большая баня. Построенная из слоев тщательно подогнанных кирпичей, гипсового раствора и водонепроницаемого битума, баня имела даже комнаты для переодевания и систему отопления горячим воздухом.
Более 40 000 артефактов, найденных в ходе раскопок, помогли исследователям составить представление о жизни мохенджодарцев. Среди них знаменитая бронзовая статуя полуобнаженной танцующей девушки, глиняные урны идеальной формы, тарелки, печи, каменные гири и меры. Набор резных печатей намекает на систему сбора доходов, а вырезанные вручную фигурки, такие как шахматные фигуры и глиняные игрушечные животные, показывают более веселую сторону жизни города.
Тайна сорока четырех
Около 1800 года до н.э. в цивилизации долины Инда все изменилось. Археологические данные свидетельствуют о том, что города начали приходить в упадок, а поселения покидались. Стандартизированные весы, использовавшиеся в торговых целях, стали выходить из употребления, а следы письменности начали исчезать. Примерно к 1500 году до н.э. цивилизация практически рухнула. Что же произошло, что привело к гибели этой огромной цивилизации?
Возможно, Мохенджо-Даро может дать некоторые подсказки.
На самых верхних уровнях Мохенджо-Даро, среди смешения жилых и промышленных зданий, археологи под руководством сэра Джона Маршалла раскопали несколько десятков разбросанных по улицам и домам скелетов или их частей. Всего были найдены останки 37 мужчин, женщин и детей, а при более поздних раскопках было обнаружено еще больше, в результате чего общее число останков достигло 44. В отчетах о раскопках описывалось, что они лежали в слоях обломков и мусора или на улицах в скрюченных позах, что свидетельствовало о насильственной смерти.
Археолог Гарольд Харгривз, который в 1920-х годах отвечал за раскопки в самом южном районе города, написал в отчете о раскопках, что обнаруженные скелеты «по-видимому, свидетельствуют о какой-то трагедии», а положение их тел такое, «которое, скорее всего, было принято в предсмертной агонии». Археолог Эрнест Маки, проводивший раскопки на этом месте с 1926 по 1931 год, согласился с ним, предположив, что они были убиты налетчиками при попытке бегства из города.
Сэр Мортимер Уилер, последний директор департамента археологии Индии, проводивший раскопки в Мохенджо-Даро в 1950-х годах, утверждал, что все они были жертвами одной резни, и предположил, что цивилизация Инда, гибель которой не поддавалась объяснению, пала в результате вооруженного вторжения индоариев, кочевых переселенцев с северо-запада, которые, как считается, обосновались в Индии во втором тысячелетии до нашей эры. Уилер утверждал, что останки принадлежат людям, которые защищали город в последние часы его существования. Он был настолько убедителен, что эта теория стала общепринятой версией судьбы Мохенджо-Даро.
Однако для того, чтобы теория резни стала достоверным объяснением разбросанных скелетных останков сорока четырех человек, доктор Джордж Дейлс, один из последних археологов, проводивших раскопки, указывает, что нам нужно гораздо больше, чем странное и бессистемное расположение останков: «Где сожженные крепости, наконечники стрел, оружие, куски доспехов, разбитые колесницы и тела захватчиков и защитников?», — спрашивает он в своей работе «Мифическая резня в Мохенджо-Даро». Ответ заключается в том, что, несмотря на обширные раскопки в Мохенджо-Даро, ни один из них так и не был найден.
«Нет ни уровня разрушений, охватывающего самый поздний период существования города, ни следов обширного сожжения, ни тел воинов, облаченных в доспехи и окруженных оружием войны», — пишет доктор Дейлс. «Цитадель, единственная укрепленная часть города, не дала никаких свидетельств последней обороны».
Дальнейшие доказательства, развенчивающие теорию резни, появились в виде более точной датировки различных слоев руин в Мохенджо-Даро, а также самих скелетов. Например, в ходе одного из исследований были изучены останки, найденные на улице, известной как «переулок мертвецов». Части скелета были разбросаны по диагонали узкой улочки, что создавало впечатление, что человек был убит на улице и оставлен там. Однако археолог доктор Дейлс сообщил, что, как показала датировка, переулок относится к Промежуточному периоду цивилизации долины Инда (примерно 2600 г. до н.э. — 1700 г. до н.э.), но скелет не лежал прямо на поверхности переулка, а, по-видимому, упал через обломки дома, перестроенного над переулком в Поздний период (1700 — 1300 гг. до н.э.).
В настоящее время считается, что между временем смерти некоторых людей могло пройти до 1000 лет, что означает, что не было единой трагедии, унесшей жизни сорока четырех человек, и на самом деле, все они могли умереть вполне естественной смертью.
По оценкам археологов, на пике своего развития в Мохенджо-Даро проживало около 40 000 человек. Так почему же только сорок четыре тела? На сегодняшний день в Мохенджо-Даро и его окрестностях не найдено ни одного кладбища. Если такое место будет найдено, оно может стать ключом к ответу на многие вопросы, которые все еще остаются в отношении этой впечатляющей цивилизации.
Падение
Что же привело к окончательной гибели Мохенджо-Даро, да и всей цивилизации в целом?
Мы никогда не узнаем этого наверняка, но ряд факторов, по-видимому, сыграл значительную роль в ее падении. Река Инд была склонна менять свое русло и на протяжении веков постепенно двигалась на восток, что периодически приводило к наводнениям в черте города. Действительно, массивные кирпичные платформы, на которых построен город, и укрепления вокруг некоторых его частей, казалось, были предназначены для защиты от таких наводнений. Однако в ходе исследований были обнаружены значительные свидетельства наводнений в Мохенджо-Даро в виде многочисленных слоев заиленной глины. Условия были идеальными для распространения болезней, передающихся через воду, особенно холеры, хотя нельзя доказать, что эпидемии холеры имели место.
Примерно в то же время Месопотамия, их главный торговый партнер, переживала сильные политические потрясения, и это могло привести к разрушению торговых сетей, что оказало бы огромное влияние на весь регион долины Инда.
Возможно, тайна сорока четырех была раскрыта, но необходимо продолжать археологические и антропологические работы по всей Индии и Пакистану, чтобы разгадать последние секреты этой загадочной цивилизации.
Ядерная бомбардировка
В раскопках находили оплавившиеся камни, следы пожаров и исключительно мощного взрыва. Так, в радиусе километра были полностью разрушены все здания. По положению скелетов было видно, что перед гибелью люди спокойно расхаживали по улицам города. Пепелище Мохенджо-Даро чем-то напоминало Хиросиму и Нагасаки после атомных взрывов, где ударная волна и излучение шли сверху.
Были выдвинуты две гипотезы, объясняющие гибель города. Одна из них — ядерный взрыв. По другой гипотезе — ядерный или иной взрыв произошел при запуске или маневре инопланетного космического корабля, посетившего в далеком прошлом нашу Землю.
Известно, что древние греки и римляне неоднократно описывали «пылающие колесницы», появляющиеся в ночном небе; американские индейцы — «круглые корзины» на небе; японцы — «корабли-призраки» со светящимися огнями. По свидетельству жреца Изекииля, в Палестину около 592 года до н. э. «пришел ветер сильный с севера, и возникло облако великое. И огонь был из него пылающий, и блеск был сильный, а из середины облака выходило сильное сияние». И «Махабхарата» свидетельствует: во время гибели Мохенджо-Даро воздух словно пылал, что было отмечено даже в солнечный день на фоне яркого южного неба!
Мохенджо-Даро под угрозой
Хотя Мохенджо-Даро просуществовал пять тысячелетий, теперь ему грозит неминуемое разрушение. Хотя сильная жара долины Инда, муссонные дожди и соль из подземных вод оказывают разрушительное воздействие на сокровищницу, наибольшую угрозу представляют посетители, которые тысячами стекаются сюда. Проблема усугубляется недостатком финансирования, безразличием общественности и невниманием правительства. В 2014 году правительство даже одобрило проведение фестиваля на этом месте, где палатки, фонари и сцены были вбиты в стены хрупких руин.
Мохенджо-Даро уже находится в невероятно хрупком состоянии. По оценкам специалистов, при нынешних темпах деградации этот объект Всемирного наследия может исчезнуть уже через 20 лет. Эксперты сейчас говорят, что единственный способ спасти его — это перезахоронить город. Потеря Мохенджо-Даро станет не только большой национальной трагедией для Пакистана, но и потерей для всего мира.
Свежие комментарии