Легенды о кораблях-призраках будоражат нервы любителей моря и всего загадочного. Они окутаны тайной, можно лишь догадываться, что на самом деле произошло за многие сотни километров от берега? История «Марии Целесты» начинается в 1872 году и по праву считается одной из самых загадочных. Бригантина была найдена совершенно пустой: ни членов команды, ни пассажиров.
Что случилось с людьми?Многократная смена владельцев корабля
Корабль был построен в 1860 году. Одним из совладельцев судна являлся Роберт Макленнан, ставший капитаном корабля. Но только состоялся первый рейс, как он заболел и быстро скончался. Его сменил Джон Паркер, а затем Уильям Томпсон. Вскоре корабль получил повреждения во время шторма, и владельцы отказались от него. Моряки, плавающие на судне, утверждали, что оно «нехорошее». Проблемы во время спуска на воду, череда капитанов — всё это волновало их.
Ричард Хэйнс выкупил корабль, назначил себя капитаном и снова пустил в дело. Судно совершило несколько торговых рейсов. Однако вскоре оно отошло кредиторам в уплату долгов, и в 1872 году во главе встал Бенджамин Бриггс — опытный 37-летний мужчина, за свою жизнь плававший не один десяток раз, пользующийся уважением и доверием со стороны моряков и общественности.
Исчезновение экипажа
В ноябре бригантина с грузом в виде более чем 170 бочек со спиртом вышла в плавание к берегам Италии. На судне находились капитан, его жена, дочь и команда из 7 человек, в основном немцы.
Справка! «Мария Целеста» была обнаружена в начале декабря, через 4 недели после начала плавания. На борту не было ни одного человека.
В трюм через швы попала морская вода, но не критическое количество. Крышки люки оказались сорванными, но это нельзя назвать повреждением. Корабль был цел и, казалось, вот-вот появятся команды и пассажиры. Однако секстант и хронометр, которые обычно забирают при эвакуации, на борту отсутствовали. Не было одной из двух шлюпок. Компас сломался, возможно, при попытке снять. На месте остался штурвал.
Нельзя сказать, что корабль попал в шторм: положение вещей осталось нетронутым, при непогоде и качке они бы свалились. Пропали бумаги, только судовой журнал остался на месте. Согласно его записям, корабль шёл строго по курсу. Вот только последняя из них была сделана неизвестным. Это не был почерк капитана или первого помощника. Моряки-немцы не владели английским. Жена? Но что тогда случилось с её мужем?
Хронология событий 1872 г.:
- 7 ноября — «Мария Целеста» вышла из порта Нью-Йорка до Генуи.
- 24 ноября — в журнале капитана сделана неизвестной рукой последняя запись.
- 25 ноября — запись на грифельной доске.
- 4 декабря — «Дея Грация» обнаружила судно.
Обнаружение пустого корабля «Мария Целеста»
Пустующую бригантину обнаружил капитан судна «Дея Грация» Дэвид Морхаус. С Бриггсом они были приятелями, в один год стали капитанами и частенько виделись друг с другом. Стоило ступить на палубу, Морхаус обнаружил пугающую картину: штурвал крутится, висят обрывки паруса, а вокруг не одного человека.
Штурвал, которые моряки снимают, оставляя корабль, остался на месте. В камбузе дожидался обед для команды и свежезаваренный чай. Ответов на появившиеся вопросы не было, и Морхаус доставил корабль в ближайший порт. Расследование обнаружило много новых загадок.
В каюте капитана нашли меч со следами крови, также пятна были на перилах. Но вскоре экспертиза установила, что это техническое средство. Почему паруса были изорваны, люки содраны? Почему деньги и драгоценности остались на месте? Объяснить произошедшее не смогли, расследование зашло в тупик, а никого из присутствующих на корабле больше никогда не видели.
Версии происшедшего
1) На корабле случился бунт. Матросы перепили (это доказывает пустая бочка спирта) и взбунтовались. Они убили капитана и его семью, затем сбежали на шлюпке. Так они доплыли до ближайших островов или были подобраны проходящим кораблём.
2) Напали мавританские пираты. Они проявляли особую активность в 1870-х годах у Марокканских берегов. Они убили людей, но не успели забрать драгоценности и деньги из-за появления «Деи Грации».
3) Эпидемия. Находящихся на борту люди поразила неизвестная болезнь. Капитан с семьёй и его первый помощник уплыли на шлюпке. Матросы, обнаружив пропажу, выпили спирт и упали за борт.
4) По предположению двоюродного брата Бриггса – Оливера Кобба спиртовые пары вышли из плохо закрытых бочек и при контакте с воздухом сделали выхлоп. Она основывалась на реальных случаях, произошедших с суднами в другие десятилетия. Команда и пассажиры испугались взрыва и в спешке покинули «Марию Целесту». Когда они поняли, что опасности нет, поднявшийся ветер унёс от них судно. Шлюпка не смогла добраться ни до него, ни до островов. Причиной мог быть ураган или нехватка провианта, не рассчитанная на 10 человек.
5) Моряк Дод Орсборн выдвинул гипотезу уже в XX веке. Он считал, что судно наткнулось на песчаный остров. Груда песка, вынесенная в океан подземной рекой под Сахарой, превратилась в огромную глыбу, столкнувшуюся с кораблём. Он увяз в нём, и экипажу пришлось пересесть на лодку. Но шлюпка утонула, а песок ушёл на дно, и корабль освободился.
Тайна остаётся тайной. Вопросы на многие ответы не найдены:
- почему последняя запись в журнале сделана не капитаном или помощником, а неизвестным;
- кто порвал паруса;
- почему бочка со спиртом оказалась пуста?
Так или иначе, загадка судна до сих пор будоражит умы и притягивает к себе внимание любопытных.
Свежие комментарии