25 апреля 1945 года недалеко от немецкого города Торгау встретились подразделения 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии и 58-й стрелковой дивизии, входящей в состав войск 1-го Украинского фронта. Эта историческая встреча запечатлена в репортажах, на фото и даже советский фильм снят – «Встреча на Эльбе».
А что было не на экране, а в реальной истории?Когда в начале февраля 1945 года советские войска форсировали Одер, а англо-американские ещё не везде вышли к Рейну, вопрос о том, кто первым будет в Берлине, не возникал. Но когда советское продвижение на столицу рейха остановилось в 60-70 км от неё, а американцы, почти не встречая сопротивления, форсировали Рейн и захватывали Западную Германию, когда при взятии разбомблённого в пух и прах Кёльна погибло всего несколько американских солдат, у западных союзников появился соблазн войти в Берлин раньше русских. Рьяным сторонником этого был британский премьер У. Черчилль: «Почему бы нам не форсировать Эльбу и не продвинуться как можно дальше на восток? Это имеет важное политическое значение, поскольку русские армии на юге, кажется, неизбежно войдут в Вену и захватят Австрию. Если мы сознательно оставим им Берлин, хотя могли бы его взять, то такое двойное событие может укрепить их убеждение, <…> что всё сделано ими».
Уже 12 апреля американская 9-я армия захватила Магдебург и плацдарм восточнее Эльбы в 120 км к западу от Берлина. Почему американцы не стали наступать дальше? Ведь есть свидетельства, что среди немецкого офицерства распространялись настроения: мол, лучше сдать Берлин американцам, чем пустить в него русских… Но, во-первых, произошёл отрыв передовых сил от основных и тыловых – союзники безоглядно не рвались в бой, а, во-вторых, по оценке американского генерала Брэдли, потери союзников при попытке взять Берлин могут составить не менее 100 тысяч человек: «Слишком высокая цена за престижную цель, особенно если учесть, что нам потом придётся отойти и уступить место другим парням», – резюмировал Эйзенхауэр. Он знал, что Сталин – не обманет, и западные союзники всё равно получат сектор оккупации в поверженном Берлине…
Но ведь ещё важно и во имя чего потери! Нельзя было ни сдавать Победу, ни понести потом более тяжёлые потери. Ведь в Чехии, например, продолжали гибнуть советские солдаты и после подписания акта о капитуляции – надо было добить врага в главном логове!
Вот при этом совместном продвижении к главной цели и произошла историческая встреча. Как рассказывал журналистам ветеран Красной армии Александр Сильвашко, она состоялась в 15:30: «Уже через несколько часов фотография, на которой я пожимаю руку американцу, обошла весь мир», – добавил он. «Конечно, не выпить за встречу на Эльбе было просто невозможно, на нашем берегу стояли две или три бочки с водкой», – подтвердил полковник в отставке Степан Станков. «Солдаты ваши были настоящими героями, когда мы встретились, мы были просто счастливы», – отметил в свою очередь американский ветеран Роланд Хей.

Фотографии исторического рукопожатия во время встречи на Эльбе 25 апреля 1945 года обошли весь мир, навеки прославив немецкий городок Торгау. На цветном фото советский лейтенант Александр Сильвашко и американский лейтенант Билл Робертсон пожимают друг другу руки на опорах разрушенного накануне гитлеровцами моста через Эльбу. Американский ефрейтор Джо Половски, завещавший похоронить его после смерти в Торгау, что и было исполнено в 1983 году, рассказывал о том, что солдаты двух стран дали на Эльбе совместную клятву не допустить новой войны. «В этот исторический момент, – вспоминал он, – все присутствовавшие солдаты, простые солдаты – американцы и русские – торжественно поклялись сделать всё, что в их силах, чтобы такое больше никогда не произошло в мире».
Историк из Торгау Уве Нидерсен утверждает, что встреча советских и американских солдат на Эльбе на самом деле была не первой: русские и американцы впервые встретились на три с половиной часа раньше – в местечке Штрела в 30 километрах южнее Торгау. По данным учёного, лейтенант армии США Альберт Котцбай с пятью солдатами проводили разведку и пересекли Эльбу на лодке. «На восточном берегу Котцбай и его люди, которым советские бойцы приветливо махали руками, увидели множество трупов, – рассказывает Уве Нидерсен. – Контраст между радостью встречи и впечатлением от сотен убитых был огромен. Каждый понимал, что это – не место для исторической встречи». А уж тем более для радостных фотографий.
Это событие ещё раз подчеркнуло роль СМИ: встреча была запечатлена, а значит, вошла в историю. Вошла она, конечно, в историю как символ того, что простым солдатам, одолевающим смертельного общего врага, – делить нечего, что они за бочкой водки всегда найдут общий язык. Но политики за спинами устало улыбающихся солдат уже готовили новые войны…
Александр Александрович
КАДАШЕВСКИЙ
Свежие комментарии