Летом 1844 года в отделение умалишенных уголовных преступников британского госпиталя Бедлам был доставлен 27-летний Ричард Дадд.
Его арестовали недалеко от Парижа, когда он набросился с ножом на пассажира дилижанса, следовавшего из Кале в столицу. На допросе в префектуре Дадд заявил, что едет в Вену убить австрийского императора!
Молодой человек в ходе допроса признал также, что 28 августа 1843 года убил в лесу своего отца, лорда Дарили. Об этом в Париж пришло сообщение от английской полиции, а также просьба задержать убийцу.
Странное поведение молодого человека вызвало у следователей вполне законное подозрение относительно состояния его умственных способностей, и его перевели в приют для умалишенных, а потом отправили в Англию.
Ричард Дадд родился в 1817 году в графстве Кент, в небольшом городе Чатэм. Его дед по отцу был отличным плотником, а родители владели аптекой. Ричард получил неплохое образование в местной школе. Когда ему исполнилось 20 лет, его отец переехал в Лондон, открыв в столице мастерскую резьбы по дереву и золочению резных орнаментов.
Юноша унаследовал художественные склонности отца и вскоре о нем заговорили как о выдающемся таланте, обладающем усидчивостью и трудолюбием.
Ему исполнилось 25 лет, когда сэр Томас Филлипс пригласил молодого художника принять участие в экспедиции на Ближний Восток и Египет. Путешествие оказалось долгим и трудным. Молодой человек прибыл на берега Нила полный живых впечатлений и в то же время эмоционально истощенным.
Он писал своему другу У. Фриту: «Я часто лежу без сна среди ночи, при этом мое воображение переполнено такими дикими видениями, что мне самому становится страшно за свое душевное здоровье и благополучие».
Неизгладимое впечатление на Ричарда произвело посещение «города мертвых». Именно после этого ему стало казаться, что власть над ним захватил могущественный Осирис.
Его стали одолевать видения дьяволов и монстров. В конце концов, Ричард был вынужден покинуть группу и возвратился в Лондон. Врачи поставили диагноз «солнечный удар».
Вакханалия. Картина Ричарда Дадда
Дома он поразил друзей и близких замкнутостью и отсутствием привычной для него мягкости и доброты. Он стал непредсказуемым в своем поведении и весьма эксцентричных поступках. Например, он перестал снимать перчатки из козлиной кожи и зачем-то держал в своей комнате целый склад яиц — целых 300 штук.
В понедельник 28 августа 1843 года отец и сын приехали в родной Чатэм и пошли смотреть на маневры местного полка. Там и произошло непоправимое.
Возбудившись от музыки, движения, громких звуков, сын напал на отца. Роберт Дадд отчаянно сопротивлялся, но Ричард ударил его в грудь матросским ножом, а затем перерезал горло. Тело Роберта Дадда было найдено ранним утром во вторник 29 августа 1843 года.
Ричард Дадд провел в Бедламе 43 года и был оторван от мира до конца жизни. Но талант его не померк. Дадд продолжал творить и оставил после себя поразительные работы.
Огромный интерес к его картинам пробудился через сто лет. В 1984 году одна из его работ — «Спор: Оберон и Титания» — была продана за полмиллиона фунтов стерлингов!
Через четыре года новая сенсация: акварель «Пребывание художника в пустыне», провалявшаяся все эти годы на чердаке, была куплена Британским музеем за сто тысяч фунтов!
О популярности Ричарда Дадда сегодня достаточно красноречиво говорит хотя бы тот факт, что его работы хранятся в таких крупнейших собраниях, как музей Пола Гетти, лондонская галерея Тэйта и Национальная галерея столицы.
В 1974 году в галерее Тэйта была устроена выставка работ Дадда, на которой было представлено свыше 200 произведений. Их было бы значительно больше, однако многие из работ художника, к сожалению, пропали.
Исследователей поражает то, что Дадд мог плодотворно работать в таких, весьма далеких от идеала, условиях. Достаточно сказать, что до прихода в Бедлам сэра Чарлза Худа, ставшего старшим врачом в 1852 году, там не велись истории болезни. И именно Худ и рассказал о том, как жил Ричард Дадд:
«В течение нескольких лет после его поступления к нам он считался одним из самых буйных и опасных больных. Время от времени безо всяких видимых к тому причин он вскакивал на ноги и начинал молотить воздух кулаками.
Он объяснял, что какие-то духи все еще овладевают его волей и заставляют тело делать то, чего он не хотел бы.
Когда он заговаривает о своем преступлении, он явно возбуждается, уходит в сторону от темы и речь его часто становится непонятной. Он очень эксцентричен и вовсе не обращает внимания ни на какие приличия как в своих действиях, так и в словах. Он представляет собой самое что ни на есть животное существо, объедаясь до такой степени, что его начинает тошнить.
Несмотря на все эти отталкивающие черты, он может быть в то же время весьма тонко чувствующим и приятным собеседником, обнаруживая в разговоре наличие яркого и наблюдательного ума, весьма изощренного в тонкостях своей профессии, в которой он все еще сияет и, вне всякого сомнения, достиг бы больших высот, если бы не эти печальные обстоятельства».
Худ писал, что Ричарда было трудно заставить работать, но когда тот все же начинал что-то делать, то «работал как лошадь: лучше всего ему давалось таскание угля».
Иногда Ричард устраивал врачам и персоналу целые концерты самодеятельности. «Он знал наизусть множество пьес Шекспира. С ним всегда была книга «Лавка древностей». Ричард также играл на скрипке, вспоминая мелодии, разученные им еще в далеком детстве. И при этом его прозвали «тигром» за манеру набрасываться на пищу».
В 1864 году Дадда из Бедлама перевели в другой госпиталь для душевнобольных — Бродмор, расположенный к западу от Лондона.
На новом месте он также регулярно играл на скрипке, разрисовывал стены и стеклянные панели, а также писал задники и декорации для театра, которые сохранились и по сей день.
К февралю 1869 года Дадд почти полностью потерял рассудок, но по-прежнему продолжал рисовать — последние его акварели датируются чуть ли не 1883 годом.
Он резко состарился, волосы у него поседели. Сдал он и физически, хотя продолжал много работать. В октябре 1886 года у него начался кашель с кровью, а месяц спустя Ричард Дадд умер от туберкулеза, прожив почти семьдесят лет.
Свежие комментарии